Родителям








Возрастные психологические особенности пятиклассников

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.
Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность, как в зеркале, увидеть и понять свои собственные проблемы.
Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную стабильность.
Некоторые анатомо-физиологические особенности подростков 11-15 лет.
Специфика подросткового возраста определяет прежде всего биологическим фактором – процессом бурного полового созревания. Этот период, начавшийся в 10-11 лет у девочек и в 11-12 лет у мальчиков, продолжается в среднем от 3 до 5 лет и заканчивается наступлением половой зрелости. Процесс полового созревания протекает под контролем нервной системы и при участии желез внутренней секреции.
У девочек изменяется форма скелета, таз расширяется, иначе распределяются мышечная и жировая ткань, фигура приобретает женские очертания.
У мальчиков в процессе взросления меняется голос, меняется работа половых органов. Интенсивный рост скелетных мышц идет в условиях тканевой и кислородной недостаточности. Организм испытывает перегрузки. Подросток быстро утомляется, у него снижается выносливость.
Очень важно в этот период жизни не предъявлять по отношению к подросткам завышенных требований, спокойно и уважительно относиться к тому, что успехов стало меньше, чем в 10 лет.
У подростка 11-13 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означает, что ребенок ленив, слаб в интеллектуально или обладает плохим характером.
Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой.
Так как социальное и биологическое созревание у подростка идет параллельно и взаимосвязано, то установившееся в 8-9 лет личностная гармония претерпевает сокрушительные изменения. В этом и состоит трудность переходного возраста, как для самой личности, так и для окружающих людей.
В 11-13 лет подросток пытается определить свою роль и место в социуме. В общении на первое место выходит налаживание контактов со сверстниками. Самоощущение в среде одноклассников, товарищей по секции, кружку, тусовке становится определяющим. Потребность в признании и самоутверждении тоже реализуется в среде сверстников. Подросток старается найти вне школы новую сферу для реализации своей потребности .



Рекомендации психолога родителям пятиклассника

  1. Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.
  2. Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, что ждет его, если вести себя правильно.
  3. Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать  или сделать.
  4. Давайте ребенку отдых от Ваших внушений.  По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 - в увещевательном, 50 раз - в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.
  5. Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать.
  6. Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов.
  7. Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…
  8. Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого.
  9. Формируйте положительную самооценку: «Я - умный», «Я – смелый», «Я все могу».
  10. Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!
  11. Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!
ВНИМАНИЕ! Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!







13 секретов  для родителей четвероклассников 
                    

                  Секрет 1

Напомнить ребенку, что домашние задания нужны для отработки того, что в классе объяснял учитель, иначе в долговременную память знания не переходят

Секрет 2
Навык выполнения домашней работы без помощи и поддержки взрослого практически не формируется, таковы законы усвоения
Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?
- Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.
-Приучите ребенка вовремя садиться за уроки. 
-Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы. 
-Не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе. 
-Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. 
-Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.
-Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.

Секрет 3

Важно первоначально проверять и сопоставлять то, что ребенок записал в дневник и то, что было реально задано – дети порой не записывают часть заданий в дневник

Секрет 4

Показывать пример организованности и собранности
Секрет 5

Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: двойка –это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не нравоучение

  Секрет 6

Не думать, что если мама и папа хорошо учились в школе, то у них обязательно будет ребенок отличник или ударник – мы все разные.

Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний.

Секрет 7
Если ругать ребенка за плохие оценки, то у него может появиться школьная тревожность, которая сильно влияет на успешность ребенка. Даже самый

умный ребенок может получить низкую отметку, если он боится, т.к страх блокирует познавательную деятельность.
 Секрет 8
Не требовать от ребенка больше, чем он может в данный момент 
Что делать?
-Установить точный диагноз. (ухудшение самочувствия, проблемы в семье и т.д.).
-Начинайте с самого малого. (вселите чувство уверенности в своих силах; пробудите начальный интерес).
-Придумывайте занимательные задания.
-Избегайте нервозности и неоправданных конфликтов.
-Следите за собой, за своей интонацией в процессе занятий с ребенком.
-Обязательно отметьте первый успех ребенка.
-Старайтесь развивать у ребенка чувство собственного достоинства.
  Секрет 9
Важно самим родителям спокойно относиться к отметкам и не требовать от ребенка только двенадцать  – если мама или папа очень сильно переживает из-за отметок, то и у ребенка появляется тревожность и страх не оправдать ожидания мамы или папы.
  Секрет 10
Важно учить ребенка сравнивать свои достижения с его же достижениями, но в предыдущем периоде 
  Секрет 11
Никогда не сравнивать достижения ребенка с другими детьми !!!
  Секрет 12
Ребенок должен видеть, что ошибаться –это нормально, что ошибаются и мамы, и папы и бабушки и дедушки.
  Секрет 13
Дети часто воспринимают отметку за работу, как отметку собственной личности, поэтому надо быть предельно тактичным в общении с ребенком и учить разделять: «Я хороший, но в работе я сделал 20 ошибок и поэтому получил 2»




«Чтобы ребенок учился с интересом»
Отметки, которые получают наши дети, - это оценка их труда. Укажите причину нежелания учиться или получения неудовлетворительных оценок. В чем причины?
Анкета для родителей
Допустимые ответы: «да», «нет», «отчасти», «иногда».
1.Считаете ли вы, что у вас в семье есть взаимопонимание с детьми?
2.Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли «по личным делам»?
3.Интересуются ли они вашей работой?
4.Знаете ли вы друзей ваших детей?
5.Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
6.Проверяете ли вы, как они готовят домашнее задания по предметам?
7.Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
8.Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?
9.хотят ли ребята, чтобы вы были с ними в «детские праздники» или предпочитают проводить их «без взрослых»?
            10.Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?
             11.Обсуждается ли в семье с участием детей телевизионные передачи        и фильмы?
            12.Бываете ли вместе с детьми в театрах, музеях, на выставках и концертах?
             13Совершаете ли вы совместные с детьми прогулки, ходите ли в туристические походы?
              14.Стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми или нет?
За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет»- 0 баллов
Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.
Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Сопоставьте свои результаты с результатами детей.
Нельзя допускать того, чтобы между детьми и родителями были только удовлетворительными или недостаточными.
Тест «Какой вы родитель?»
Тест №1
«Какой вы родитель?»
1.Сколько раз тебе повторять!
2.Посоветуй мне, пожалуйста!
3.Не знаю, что бы я без тебя делал(а).
4. И в кого ты только такой(ая) уродился(лась)!
5. Какие у тебя замечательные друзья!
6. Ну на кого ж ты похож(а)!
7. Вот я в твое время!
8. Ты моя опора и помощник(ца)!
9. Ну что за друзья у тебя!
10. О чем ты только думаешь!
11. Какая ты у меня умница!
12. А ты как считаешь, сынок (доченька)?
13. У всех дети как дети, а ты?
14. Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)?
Оцените результаты, поставив себе 2 балла за ответы в №1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 и 1 балл за все остальные ответы.
7-8 баллов. Живете душа в душу. Ребенок любит и уважает вас.
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребенок вас уважает, но не всегда откровенен.
11-12 баллов. Необходимо быть к ребенку повнимательнее. Авторитет не заменяет любви.
13-14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.

Тест «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка?»
1.Сколько новых учебных предметов у вашего ребенка добавилось в этом году?
А) четыре
Б) три
В) два
2.Всех ли учителей, работающих в классе вашего ребенка, вы знаете?
А) знаю всех
Б) знаю половину
В) знаю лишь некоторых
3.Сколько раз вы просматриваете тетради (учебники) ребенка ради интереса?
А) постоянно
Б) 1-2 раза в четверть
В) ни разу
4. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по одному или нескольким предметам и вы не способны ему помочь, что вы будете делать?
А) обращусь за помощью к учителям
Б) пойду к завучу
В) заставлю ребенка более серьезно учить предмет
5.Знаете ли вы интересы (увлечения) своего ребенка?
А) да, знаю
Б) частично
В) догадываюсь, но точно не знаю
6. Знаете ли вы, где и с кем ребенок проводит свое свободное время?
А) да
Б) иногда
В) нет, но догадываюсь

Подсчитайте количество отмеченных вами высказываний А, Б, В.
Если лидирует ответ А). Вы знаете, что ребенок нуждается в вашей помощи.
Если лидирует ответ Б). Вас волнуют проблемы, но неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации всей жизнедеятельности ребенка.
Если лидирует ответ В). Вы вместе с другими членами вашей семьи должны помочь ребенку.
Рекомендации родителям.
Как будет ваш ребенок ходить в школу, с удовольствием или неохотой, зависит не только от школы, но и от семьи. Давайте попробуем найти решение проблемы.
Вариант №1
Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают в школе. Скажите ему, что его нелюбимый предмет в школе был вашим самым любимым. Попросите его показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали ее раньше (заодно вы поймете, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно, или просто наработайте определенную схему решений.
Вариант №2
Могут помочь следующие заповеди доктора Добсона.
1.        не унижайте своего ребенка. Не используйте фразы: «А лучше ты придумать не мог? У тебя вообще голова на плечах?»
2.        не угрожайте: «Если ты еще раз так сделаешь, ты у меня получишь!»
Всякий раз, когда угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся  к будущему, а ребенок живет в настоящем, к тому же совершенно бесполезны: от них поведение не улучшится и положительных результатов не прибавится.
  3. не вымогайте обещаний. Обещания тоже относятся к будущему. Слово – это одно, а дело – совсем другое.
Вариант №3
У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребенка. Может быть, эти ощущение послужат стимулом решения проблем.
Вариант №4
Возьмите на заметку:
1.        Следите за тем, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок – грустное зрелище на уроке.
2.        Пусть ребенок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, и книгам, которые приносит из школы.
3.        Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.
4.        Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все его подробности.
5.        Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей.
6.        Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких- либо событиях.
7.        Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребенку будет это приятно.
Вариант №5
Воспользуйтесь советами Д. Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования».
1.        Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребенка.
2.        Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.
3.        Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных ошибках.
4.        Задавайте вопросы вместо приказания.
5.        Дайте возможность ребенку спасти свое лицо.
6.        Хвалите его даже за скромный успех и будьте при этом искренними.
7.        Создайте ребенку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
8.        Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы его хотите увлечь, легко выполнимым.
9.        Делайте так, чтобы ребенку было приятно исполнить то, что вы ему поручили.
Вариант №6
Проблемы подобны снежному кому: если их не решать, они обрастают новыми. Рано или поздно проблема разрешится, но неприятных последствий будет больше. Составьте с ребенком пошаговый план решения той или иной проблем 
Шаг 1-й. Вижу свою проблему.
Шаг 2-й. Знаю про свою проблему все.
Шаг 3-й. Хочу решить свою проблему (осознание проблемы вместе с родителями).
Шаг 4-й. Составляю план действий ( составляется вместе с родителями письменно): сходить к учителю, договориться о возможности ликвидации пробелов, написать распорядок дня и т.д.)
Шаг 5-й. Действую.
Шаг 6-й. Изучаю результат  (получили ли то, что ожидали).
Шаг 7-й. Даю оценку того, что сделано. (учитывать не только свое мнение, но и мнение педагогов и обязательно родителей.)
Безусловно, нет единого правила для всех и на все случаи  жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ними отношения. Нужно убедить ребенка в важности стать человеком знающим и трудолюбивым, совершающим красивые поступки, в том, что, у него есть все возможности реализовать себя.
Мы, педагоги и родители, - союзники в этой работе. Великий философ Ж.Ж.Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что они хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог». Если мы хотим, чтобы у наших с вами детей не возникали проблемы неуспеваемости, нежелания и неспособности учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать в этом русле. Надеюсь, что наши совместные усилия дадут необходимый результат, а успехи в воспитании положительно скажутся на знаниях детей. Давайте же учиться быть хорошими родителями.


Школьная дезадаптация.
ДЕЗАДАПТАЦИЯ  - неумение приспособиться к каким-либо изменениям среды. Школьная дезадаптация – любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения. Это может быть:
● агрессивное поведение (к людям, к вещам);
● чрезмерная подвижность;
● постоянные фантазии;
● чувство собственной неполноценности;
● упрямство;
● страхи;
● неспособность сосредоточится;
● неуверенность в принятии решения;
● частые эмоциональные расстройства;
● лживость;
● конфликтность;
● низкие учебные достижения;
● завышенная самооценка;
● побеги из школы и дома;
● сосание пальцев, обгрызание ногтей, тики, гримасничанье, тремор, прерывистый почерк, разговоры с самим собой.
Факторы школьной дезадаптации:
● когнитивный компонент (нарушение памяти, внимания);
● эмотивный компонент ( отсутствие успеха);
● поведенческий компонент (драки, замыкание, сниженная самооценка).
Виды причин дезадаптации:
● соматогенные;
● психогенные (на 20 неделе беременности закладывается головной мозг, если была гипоксия – кислородное голодание – отличника уже не будет);
● социогенные (агрессивное воспитание в семье, ребенок видел только физические наказания,  гиперопека).
Причины дезадаптации:
1.       Среда: плохая подготовка к школе – социальная и педагогическая запущенность.
2.       Длительная психологическая депривация (ребенок растет как трава).
3.       Соматическая ослабленность ребенка (сниженный иммунитет t = 37,5 градусов).
4.       Нарушение формирования отдельных психических функций познавательных процессов (ЗПР).
5.       Нарушение формирования школьных навыков6 дислексия, дисграфия (возраст 4-6 лет является сенситивным для восприятия и развития знаковых образов через воображение).
6.       Двигательные нарушения (гипертимы: для того чтобы сидеть требуется много энергии, отсюда мышечное утомление и, как следствие, потребность в мышечной разрядке).
7.       Эмоциональные расстройства (для начальной школы, по статистическим данным, неврологические и психологические расстройства чаще наблюдаются у мальчиков, но к концу начальной школы девочки догоняют мальчиков – девочки более эмоциональны).
8.       Нетрадиционные нарушения ( в частности заторможенность: не успевает- накопление напряжения – срыв. Такие дети не переносят шума и суеты. Неустойчивым трудно переходить от возбуждения к торможению).
Существуют механизмы компенсации: надо помочь превратить недостатки в достоинства , и будет все в порядке.
В воспитательной работе следует обратить внимание на факторы, способствующие успешной адаптации:
● умение контактировать с другими людьми, общаться;
● умение определить оптимальную позицию с окружающими;
● умение адекватно себя оценить (завышение оценки приводит к ссорам, занижение – к безразличию, неуспеваемости).
Выводы: развитие саногенного мышления – культурного мышления, то есть способности управлять своим умственным миром, своей волей, направлять ее на достижение приводит к расширению поля сознания (основные принципы – рефлексия).
Чтобы у учеников развивалось саногенное мышление, необходимо создать благоприятные условия и самому быть направляющим, быть образцом. С чего начинать? С причин психологического характера.
Дисциплина – умение учащихся контролировать свое поведение и содействие этому самоконтролю. В таком понимании важнейшее значение имеет уже упомянутое принятие учениками твердых норм и правил. Формирование этого умения в огромной степени зависит от мастерства и авторитета учителя. Именно поэтому вопросы дисциплины так остры для  учителя, ведь у него еще невысокое мастерство и авторитет низкий…
Выявление очагов нарушения порядка:
-          беспокойство и растерянность, вызванные неясностью, непониманием;
-          волнение вызванное прошедшим или предстоящими событиями;
-          утомление;
-          общее беспокойство из-за болтовни, отвлечений другими делами, конфликтов между учениками;


Семейные традиции и способность ребёнка трудиться.
 Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.                                                                    К.Д.Ушинский.
-. Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности, часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?
- Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку 6-8 часов. На закупку продуктов 6-8 часов,  на уборку квартиры 4-8 часов. Согласитесь, для того чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство любви к близким, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение делать все перечисленные дела быстро и качественно. Учим ли мы этому своих детей, требуем ли мы от них выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?
             Анкета для родителей                                             
1.     Любит ли ваш ребёнок трудиться?                                                             
2.     Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно?                    
3.     Долго ли может трудиться ваш ребёнок?                                                
4.     Увлечённо ил выполняет поручения?                                                       
5.     Контролируете ли вы выполнение ребёнком домашней работы?        
6.     Поощряете ли в ребёнка за выполненную работу?                                 
7.     Наказываете ли вы его, если он не выполнил работу?                           
8.     Интересуетесь ли вы трудовым участием ребёнка в жизни класса?      
9.     Считаете   ли вы необходимым трудовое участие вашего ребёнка в жизни класса и школы?                     
  Анкета для учеников 1.
Дома я:          Всегда                   Часто       Иногда           Никогда
1. Убираю свою постель.
2. Убираю свою комнату    
 3. Мою посуду        
 4. Хожу в магазин  
5. Стираю мелкие вещи     
 6. Помогаю в уборке квартиры    
 7. Ухаживаю за младшими          
 8. Умею кое-что готовить  
 9. Помогаю родителям      
Анкета для учеников 2.                                                                          
1. С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
2. Что тебе нравиться больше всего из домашних дел?
3. Что тебе не   нравиться делать по дому?
4. Хвалят ли тебя за выполненную работу?
5. Ругают ли тебя, если сделал что-то не так?
6. Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать?
7. Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями?
8. Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?
9. Домашние дела - это трудная работа?
10. Какое из последних поручений было для тебя новым и необычным?
 Анализ ситуаций по проблеме
1.     Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того чтобы помочь отцу в строительстве дачи. Мама считает, что ребёнок мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.
2.     В семье растут три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит…
3.     В семье растёт девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует своё нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с охотой выполняет всё за внучку и даже обижается. Если мама даёт поручение дочке, а не ей.
4.     Мама с восторгом рассказывает о том, что её дочка очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребёнка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведённый с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».
5.     Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребёнка».
   - Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
-  С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителем, сами – ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки – тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя. Проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение. А это, увы, не так просто. Сегодня не так просто. Проще будет тогда, когда ребёнок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей». Есть много разновидностей этой уродливой любви: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа.
- Взаимоотношения семьи и школы важны не только в начальной школе, актуальными они остаются ив старшем возрасте. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец, походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть детей на не хороший путь.
Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.
Тест для родителей:  «Какой вы родитель?»
Говорите ли вы ребёнку следующие фразы?
1. Сколько раз тебе повторять?
2. Посоветуйте мне, пожалуйста.
3. Не знаю, что бы я без тебя делала!
4. И в кого ты такой уродился?
5. Какие у тебя замечательные друзья!
6. Ну на кого ты похож?!
7. Вот я в твоё время…
8. Ты моя опора и помощник!
9. Ну что за друзья у тебя?
10. О чём ты только думаешь?
11. Какой ты у меня умница?
12. А как ты считаешь сынок (доченька)?
13. У всех дети, как дети, а ты…
14. Какой ты у меня сообразительный!
Правильные ответы:  1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 – «нет»
  2, 3, 5, 8, 11, 12, 14 – «да»
Результаты теста:
Если вы верно ответили практически на все вопросы, вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне уважает и любит вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
Если вы допустили 3-5 неверных ответа, вы не последовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств
Если вы допустили 6-10 неверных ответов, вам необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребёнка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
Если вы допустили 11-14 неправильных ответа, вы сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его слова
Памятка для родителей:
1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не прости о помощи.
2. Поручения, которые, вы даёте ребёнку, должны соответствовать его возможностям.
3. Не говорите постоянно дома о том, что работа для вас наказание и каторга.
4. Будьте примером для ребёнка в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно.
5. Старайтесь следить за своей речью, не забывайте, что слова могут материализоваться.
 Памятка для учеников:   Как развить в себе желание трудиться.
1. Внуши себе, что твоя помощь порадует близких.
2. Приступая к делу, возьми себе в помощники песню.
3. Выполнив какую-то часть работы, оцени её и похвали самого себя.
4. Если немного устал, сделай небольшую зарядку для рук (глаз).
5. Обязательно постарайся закончить начатое дело и похвали себя.
6. Напиши родителям шутливую записку о сделанном, и пусть тебе ответят.
7. Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать. Главное – ты сумел преодолеть себя. Свою лень, своё нежелание. Значит ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя всё получится!
Задание для родителей:
- Рассказывайте детям о том, как ведётся учёт семейного бюджета.
- Покажите ребёнку, где оплачивают квартирные счета.
- Составьте с ним план уборки квартиры.
- Научите его стирать собственное бельё.
- Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.
- Поделитесь секретами своего трудового детства.

- Стройте взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопони





1 комментарий: